Спорт и физкультура в детском саду
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру. Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения. Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело. У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе. В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками. Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу. Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
МБДОУ детский сад « Алёнушка» п.МКК г.Рудни
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Растём здоровыми»
Воспитатель: Железко А.П.,
Хилкова Н.М.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Принципы программы
1.4 Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание работы по реализации программы
2.1.1 Условия для физического развития детей
2.1.2 Работа с детьми
- Организация двигательного режима детей
- Используемые здоровьесберегающие технологии
- Формирование представлений о здоровом образе жизни
2.1.3 Работа с родителями
- Формы работы с родителями
2.2 Перспективный план работы по здоровьесбережению в младшей группе
3. Организационный раздел
3.1 Организация предметно-пространственной среды
4. Список используемой литературы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети – это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровым образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка – проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива и родителей воспитанников, понимании важности и значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к своему здоровью, воспитание основ здорового образа жизни.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
Принцип доступности и индивидуализации. Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип систематичности. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению дошкольников.
Принцип «Не навреди». Все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья ребёнка.
Принцип активности. Участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников.
Планируемые результаты:
1. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков и умений.
2. Сформированность представлений о своём теле, правилах ухода за ним.
3. Сформированность представлений о полезной и вредной пище, факторах ЗОЖ.
2. Содержательный раздел
Содержание работы по реализации программы:
Условия для физического развития детей
Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с различным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Работа с детьми
Организация двигательного режима детей
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течении всего дня.
Виды занятий |
Варианты содержания |
Особенности организации |
Утренняя гимнастика |
|
Ежедневно утром. Длительность 5-6 мин. |
Физкультурные занятия |
|
Два занятия в неделю в группе, одно на прогулке. Длительность 15 мин. |
Физкультминутки |
|
Ежедневно проводятся во время занятий по мере утомляемости детей. Длительность 3-5 мин. |
Гимнастика после сна |
|
Ежедневно. Длительность 5-7 мин. |
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке |
|
Ежедневно, 2 раза (утром и вечером). Длительность 15-20 мин. |
Физкультурные досуги |
|
Досуги – один раз в месяц. Длительность 15 мин. |
Самостоятельная двигательная деятельность |
|
Ежедневно. |
Используемые здоровьесберегающие технологии
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из дыхательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы).
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т. д.
Физкультурные занятия
Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у детей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Всё это является основой для физического и психического благополучия.
Гимнастика после сна.
Гимнастика после сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки, предупреждения плоскостопия. Общая продолжительность бодрящей гимнастики 5-7 минут.
Самомассаж
Самомассаж помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизирует речевые навыки, мышление и память.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные и спортивные игры развивают у детей быстроту, силу, ловкость, выносливость, совершенствуют координацию движений. Игры необходимо подбирать с учетом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
2. Формирование представлений о строении собственного тела, значении органов чувств, правил ухода за ними.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде, её влияние на здоровье человека.
4. Формирование привычки ежедневных физических упражнений.
5. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
6. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью.
Работа с родителями
Для полноценной профилактической работы и укрепления здоровья ребёнка необходимо, чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в детском саду, но и в домашних условиях. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.
Формы работы с родителями
- родительские собрания
- круглые столы
- беседы и консультации
- анкетирование
- информация в уголках для родителей
- памятки, папки-передвижки
- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях
- дни здоровья, дни открытых дверей.
Перспективный план работы по здоровьесбережению в младшей группе
Месяц |
Организованная образовательная деятельность |
Совместная деятельность педагога и ребёнка |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Тема «Кто заботится о детях в детском саду». Цель: Формировать представления о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, инструктор по физкультуре. Дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми. |
Беседа «Как я буду заботиться о своём здоровье». Дидактическая игра «Кто помогает соблюдать чистоту и порядок». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад». |
Беседа «Режим дня и его значение для здоровья ребёнка» |
Октябрь |
Тема «Умывание каждый день». Цель: Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу. |
Беседа «Чистота и здоровье». Дидактическая игра «Купание куклы». Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». |
Беседа «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков» |
Ноябрь |
Тема «Тело человека». Цель: Развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. |
Беседа «Что я знаю о себе». Дидактическая игра «Части тела». Чтение: С. Прокофьева «Румяные щёчки». |
Беседа «Формирование у ребёнка 3-4 лет представления о себе» |
Декабрь |
Тема «Будем спортом заниматься». Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом. |
Беседа «Наши любимые подвижные игры». Дидактическая игра «Угадай вид спорта». Дидактическое упражнение «Назови спорт по показу». Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие в детском саду». |
Консультация «Подвижные игры зимой. Зимние развлечения». Беседа «Спортивный уголок дома» |
Январь |
Тема «Если ты заболел». Цель: Дать детям представление о диагностике, умении определять больные места, сознательно прислушиваться к своему организму, оказывать элементарную первую медицинскую помощь. |
Беседа «Почему можно заболеть». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». |
Беседа «Как одевать ребёнка в холодное время года» |
Февраль |
Тема «Врачи помогают нам быть здоровыми». Цель: Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми; закреплять представления о труде медицинских работников. |
Беседа «Мы были у врача» Дидактическая игра «Что нужно для работы врачу». Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья». Чтение: К. Чуковский «Айболит», Е Шкловский «Как лечили мишку». |
Консультация «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» |
Март |
Тема «Крепкие зубки». Цель: Научить детей правильно ухаживать за зубами. Объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. |
Беседа «Почему нужно лечить зубы». Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Чтение: А Аннилов «Зубки заболели», Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы». |
Консультация «Наши верные друзья – полезные привычки» |
Апрель |
Тема «Очень нужен людям сон». Цель: Закреплять знания о том, что сон необходим человеку; познакомить с правилами поведения перед сном. |
Беседа «Как я укладываюсь спать». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад». Дидактическое упражнение «Кукла Катя ложится спать». Чтение: И. Муравейка «Я сама». |
Консультация «Организация сна» |
Май |
Тема «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке». Цель: Познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. |
Беседа «О пользе витаминов». Дидактические игры «Фрукты или овощи», «Разложи на тарелках полезные продукты». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Чтение: Л. Зильберг «Полезные продукты». |
Консультация «Полезные и вредные продукты для детей» |
3. Организационный раздел
Организация предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически-привлекательная.
Для обеспечения оптимального двигательного режима в группе имеется физкультурный уголок, который оснащен спортивным оборудованием для самостоятельных занятий. В уголке имеются: мячи разного размера, скакалки, обручи, кегли, кольцеброс, ленточки, «дорожки здоровья» и другое.
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
Формирование привычки ежедневных физических упражнений.
2023-2024
Начало года – 15%
Конец года - 31%
Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
Начало года – 12%
Конец года - 29%
Список используемой литературы
1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками – Волгоград «Панорама», 2007
2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
3. Бондаренко Т. М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
4. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Скрипторий, 2003
5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007